Пастель

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая (акварельная). Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, но в ней  не используется масло. В основу восковой пастели так же входит пигмент и добавляется воск высшего качества.

Масляная пастель считается учебным материалом, в то время, как «сухая» используется и в учебных целях, так и чисто художественных.

Сухая пастель легко растушевывается, при рисовании,  цвета легко смешиваются, создавая мягкие  переходы, идеально подходит для рисования крупных объектов и фона, обладает более бархатистой текстурой.

Для рисования сухой пастелью существуют определенные требования.  Необходима шероховатая основа, рисунок необходимо фиксировать специальным лаком или оформить в раму под стекло, чтобы пастель не осыпалась со временем. Также сухая пастель очень хрупкая, но это не означает, что разбившийся мелок надо выбрасывать - пудру можно наносить растушевкой или кончиком пальца.

Существует  2   вида сухой пастели: твердая (акварельная) и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества и  прекрасно подходят для детального рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий.

Для рисования сухой пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого и малого формата; пастельная доска – изготовленная из крошечных частиц пробки; бархатная бумага – имеет бархатистую поверхность. При работе с бархатной бумагой можно использовать небольшое  количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели, предварительно затонировать её чаем или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком желательно держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.

Масляная пастель - такая же, как и сухая, только в качестве связующего вещества используется льняное масло. В использовании очень похоже  на работу с масляными красками, только слой тонкий. Масляная пастель обладает более яркими,  насыщенными цветами, рисует практически по всем поверхностям, не требует фиксации, хорошо подходит для проработки  деталей, а также она гораздо менее хрупкая и не так пачкает руки, как сухая пастель.

 Перед использованием масляной пастели – прогрунтуйте  холст. Это позволит размывать рисунок разбавителями  ( уайт-спиритом, скипидаром и т.п,)  или используйте уже готовый грунтованный.

Восковая (акварельная) пастель содержит в себе водорастворимый компонент, и по этом после попадания воды на  рисунок , созданный восковой пастелью, он приобретает все свойства акварельного рисунка. Её размывают водой при помощи кисточки, ну и смешивать цвета в таком случае значительно легче.